Маршрут "Храмы Приозерья"

Маршрут "Храмы Приозерья"

Маршрут Храмы Приозерья самый известный и популярный у туристов, посещающих наш район. Путешествие по нему прекрасно в любое время года и особенно благодатно в дни торжественных богослужений в храмах. Основная часть путешествия проходит по живописной дороге Саперное-Мельниково, вдоль которой несет свои воды р. Вуокса и мелькают цепи выделившихся из нее озер. В этом путешествии вы познакомитесь с традициями северного церковного зодчества, бережно сохраняемого современными архитекторами. Объекты маршрута, в основном, построены в наше время. Тем не менее, они имеют свою удивительную историю. Они уникальны – поскольку выбор места их строительства был не случаен, а образ возник в душе священников – наших современников, которые конечно видели шедевры церковного православного зодчества, но не побоялись построить свои храмы.  И божественное провидение помогло стать этим архитектурным ансамблям украшением Приозерского края и настоящими очагами культуры.

Протяженность маршрута составляет 34 километра. Начинается путешествие в поселке Лосево, а заканчивается у прекрасной кирхи известного финского архитектора И.Стенбека в поселке Мельниково (старое название - Ряйсяля).

Для автомобилей и автобусов маршрут является всесезонным. Время этой экскурсии составляет 3,5 часа.

Для любителей велопутешествий и пешеходных туристов мы рекомендуем время с апреля по октябрь, когда световой день достаточно длинный и нет большого количества осадков и других капризов погоды. Время прохождения маршрута на велосипеде составит 7 часов. Пешеходам на прохождение маршрута необходимо будет 2 полных дня. Существует и водный вариант прохождения маршрута. Он начинается в п. Лосево и заканчивается в п. Мельниково. По водному пути можно будет увидеть прекрасную кирху Вуоксела и взглянуть на природу Карельского перешейка и архитектуру с воды. В таком случае водный поход займет 2 дня.

Скачать карту маршрута

Скачать аудиогид

1 – Храм Коневской иконы Божией Матери в Саперном.

Приладожье с древних времен являлось одним из важнейших духовных центров Северо-Запада. В конце XIV — начале XV вв. были основаны и вели активную деятельность на протяжении многих веков Валаамский и Коневский монастыри.

С передачей Карельского перешейка в 1944 г. Советскому Союзу эти монастыри были закрыты. И вновь начали свою деятельность с конца 1980-х – начала 1990-х г. Кроме восстановления прежних обитателей на Карельском перешейке строится большое количество новых. Одним из таких храмов является Храм Коневской Иконы Божией Матери в пос. Сапёрное.

 

2 – Тиверский городок.

В древнерусских письменных источниках карелы впервые упоминаются в новгородской берестяной грамоте, датируемой 1075—1100 годами, в которой говорится о нападении литовцев.

В XII веке на землях карелы устанавливается феодальный строй в составе Новгородской республики. По мнению некоторых исследователей, существовало своеобразное «Карельское княжество», созданное Новгородом в целях укрепления северо-западных рубежей, наделенное некоторым самоуправлением в лице старейшин-валитов.

В 1227 году новгородский князь Ярослав Всеволодович осуществил номинальное крещение карелы, однако фактически, по крайней мере, приладожские карелы в своей массе продолжали быть язычниками.

Мы находимся в Тиверском городке - древнем укреплённого поселении карел и новгородцев.

Изначальное карельское название городища — Тиури, Тиурин-линна (от карел. tiuri, tiveri — водопад, перекат и карел. linna — город).

По мнению ряда исследователей, карельское городище возникло на острове Тиури посреди Вуоксы вблизи порогов не позднее IX века. Поселение являлось столицей тиврульцев — одного из «пяти родов карельских детей», затем столицей удельного Тиверского княжества. На месте городища найдены вещи, относящиеся к доновгородскому: западноевропейская монета XI века, поясные крючки, обломки браслетов, бубенчик, бусины, топор, датирующиеся X — началом XII веков.

Существует противоположное мнение, согласно которому данных о существовании Тиверского городка ранее XIV века нет, и его основание относится к самому началу XIV века либо к концу XIII века. Не исключено, что обжитый на рубеже X–XI веков остров был впоследствии покинут, а в XIV веке, в обстановке шведской военной угрозы, заселён вновь.

В XIII–XIV веках Тиверский городок представлял собою одну из лучших крепостей в регионе, стратегическая цель которой заключалась в том, чтобы контролировать водный путь между Выборгом и Корелой. Шведы в первый раз уничтожили его, вероятно, в 1295 году, когда шли походом на Корелу (Кякисалми).

В 1323 году вблизи Тиверского городка прошла установленная Ореховским мирным договором граница между Новгородом и Швецией. Один из пунктов договора запрещал шведам и новгородцам строительство крепостей по обе стороны границы. Данный факт свидетельствует в пользу того, что Тиверский городок как укреплённая крепость возник до 1323 года.

Приблизительно в 1330-х годах городище было окружено валом и в большей части — каменной стеной двухметровой высоты, сложенной насухо из больших валунов. По верху стен в древности шёл деревянный, высотой около 2 метров бруствер — боевое укрытие для защиты воинов от неприятельского огня и удобства стрельбы.

Тиверский городок пережил эпоху расцвета в XIV веке. Город в те времена являлся оплотом языческой оппозиции, это был опорный пункт карельской племенной верхушки. Здесь наверняка находились и православный храм (что официально требовалось для торгово-ремесленного города Корельской земли), и заповедные жертвенные камни.

В 1411 году шведы при очередном набеге на Новгородскую землю разрушили Тиверский городок.

Намного позже, вследствие сильного падения уровня воды в старом русле реки Вуоксы (после проведенных в 1857 году взрывных работ на Кивиниемском перешейке), остров Тиури соединился с материком, а на месте восточного рукава реки образовалось сухое каменистое ложе.

В северо-восточной части Тиверского городища располагаются несколько крупных валунов высотой от полутора до двух с половиной метров. На западной стороне одного из камней выбит небольшой равносторонний крест, заключённый в окружность диаметром около 10 см.

Наиболее общепринятой считается версия о мистическом значении камней для проживавших здесь карел. В результате археологических исследований на Карельском перешейке учёными было обнаружено большое количество священных (жертвенных) камней вблизи бывших карельских поселений.

По поводу происхождения отметки в форме креста также нет единого мнения. Подобными знаками помечали выдающиеся из-под земли гранитные глыбы и большие камни в XIV–XVI веках в двух случаях. Во-первых, при маркировке (обозначении) государственных границ. Во-вторых, при освящении бывших языческих капищ. Однако следует заметить, что граница со Швецией, установленная Ореховецким мирным договором, проходила не в этом месте, а несколько западнее.

 

 3 – Храм Андрея Первозванного на Вуоксе

Одна из самых живописных достопримечательностей Карельского перешейка и излюбленное место для фото - Храм Андрея Первозванного на Вуоксе. Это небольшое деревянное строение как будто вырастает из каменного острова посреди водной глади.
Храм был построен в 2000 году двумя энтузиастами –  профессором университета имени Герцена Ротиновым Андреем Николаевичем и  живущим поблизости дачником Андреем Лямкиным, который стал одним из спонсоров строительства. Примером для архитектурного решения стала старейшая церковь Вознесения в Коломенском.

Основной объем храма представляет собой восьмерик, увенчанный высоким шатром с маковкой. К нему примыкают два четверика с бочкой, в которых расположены притвор и алтарь. Над притвором поставлена небольшая колокольня.

Храм носит имя одного из двенадцати учеников Иисуса Христа. По преданию Андрей Первозванный был в этих местах и крестил людей в водах Вуоксы. Также Андрей Первозванный является покровителем всех моряков, именно поэтому на каждом корабле обязательно есть сине-белый Андреевский флаг.
Говорят, что строение попало в Книгу рекордов Гиннеса, как единственная в мире церковь, построенная на крошечном острове, фундаментом которой служит монолитная скала, выступающая из воды.

Раньше до храма можно было добраться только на лодке. Сейчас для удобства построен мост. У причала имеется большая парковка.
Храм обычно открыт для посещения по выходным дням с 12 до 17 часов. Престольный праздник – 13 декабря. В храме проводятся таинства Крещения и Венчания. Богослужения в храме совершаются по особому расписанию, в основном, летом. Адрес: пос. Васильево (Приозерский район). Координаты: 60°52'37"N 29°49'30"E

 

4 – Памятник Теодору Швиндту.

Мы находимся с вами в Ряйсяля (Мельниково) недалеко от центра деревни и кирхи. В старые времена это местечко называлось Пудория (Pudoria) или Путория. Топоним произошел от русского слова «подворье». Здесь находилось несколько усадеб. В одной из них, на месте которой мы и находимся, 13 октября 1851 года родился выдающийся историк, археолог и этнограф, исследователь истории и культуры Карелии Петер Теодор Швиндт. Его предки жили в Ряйсяля ещё в XVIII веке. Дед Швиндта был пастором, а отец — врачом. Детство его прошло там же. В юношестве Швиндт заинтересовался историей прошлого Карельского перешейка, проводил много времени в архивах и даже приступил к раскопкам прямо у себя на участке в Путория.

В 18 лет Швиндт оканчивает выборгскую гимназию, и летом 1869 года становится студентом в Гельсингфорсе (Хельсинки). Сначала он три года проучился в политехнической школе, затем поступил в университет, который официально закончил в 1885 году, получив степень кандидата философии.  Летом он часто отправлялся в археологические экспедиции в родную Карелию. Летом 1884 года ездил в очередную экспедицию в окрестности Кексгольма, собрав большое количество древних предметов искусства. В следующем году, помимо ставших уже традиционными для него раскопок в Кексгольме и родном Ряйсяля, вёл изыскания также и в Хийтоле.

В последующие несколько лет в сферу его научной деятельности попали, помимо Ряйсяля и Кексгольма, Саккола (ныне Громово), Пюхяярви (Отрадное), Суотниеми (Яркое), Лапинлахти (Ольховка), Каукола (Севастьяново), Куркийоки, Сортавала, Рауту (Сосново), Валкъярви (Мичуринское), Ховинсаари, Муола, Тарпиниеми.

Также Швиндт производил раскопки в захоронениях в районе посёлка Лапинлахти (ныне Ольховка) на южном берегу Сувантоярви (Суходольского озера). Им были обнаружены грунтовые могильники, датированные им второй половиной XII—XIII веком. Несмотря на то, что некоторые захоронения были повреждены до Швиндта, находки оказались значительными.

Швиндт проводил одну экспедицию за другой. Он стремился экономить время, затрачиваемое на переезды, и однажды это едва не погубило его: когда он ехал из Ряйсяля в Валкъярви, то решил с целью сократить время пути пересечь на лодке Вуоксу, на одном из речных порогов его лодка перевернулась, и он чудом спасся от гибели.

В 1892 г. Швиндт защитил в Гельсингфорсе докторскую диссертацию на тему «Сведения о Железном веке в Карелии на основании находок в уезде Кякисалми». В ней он доказал, что карелы — не пришлое, а коренное население Северо-Западного Приладожья.

В том же году в кексгольмской газете «Вуокса» Теодор Швиндт писал: «Мы должны создать музей в богатой историческими событиями крепости», предложив разместить постоянную экспозицию в Круглой башне; музей был открыт в 1894 г. к 600-летию города. Впоследствии, бывая в Кексгольме, Швиндт давал советы местным краеведам, помогал им в развитии музейного дела. В 1905 году он создал краеведческое общество Кексгольма, а в ноябре 1913 года — краеведческое общество Кексгольмского уезда в Гельсингфорсе, став его председателем.

В 1914 году Швиндт вместе с Юхани Ринне проводил исследования крепости Тиуринлинна (Тиверский городок).

И за два месяца до смерти, уже тяжело больной, Швиндт продолжал работать, проводя раскопки в Лапинлахти. Великий Петер Теодор Швиндт скончался 27 октября 1917 года.

 

5 – Кирха Ряйсяля в Мельниково.

Сейчас мы находимся в самом центре волости Ряйсяля и поселка Мельниково – у прекрасной каменной лютеранской кирхи. До строительства этого храма, четвертого по счету, в Ряйсяля существовали 3 храма, последний из которых сгорел в октябре 1910 года.

По поводу строительства нового храма почти все сошлись во мнении, что он должен быть каменным. Архитектором кирхи стал знаменитый Йозеф Стенбек, автор большого количества церковных зданий на Карельском перешейке и в Финляндии. Здание построено в стиле финского национального романтизма – разновидности северного модерна.

Наружные стены церкви строились из местного, красноватого гранита, разработки которого велись в Тууласкоски. Внутренние стены возводились кирпичными. Фундамент кирхи опирался на пологую природную скалу, Фронтоны отлиты из нового в то время материала - железобетона. Огромная 37-метровая колокольня вознеслась над постройкой и над всей долиной Вуоксы. На первом этаже находилась ризница (3 х 3,5 метра в плане). Внутренняя длина церкви составила 28, ширина 22,5 метра. По старому обычаю храм был крестообразным в плане, колокольня составлял одно целое с корпусом здания, входные двери были обиты медью, кровля сделана из гальванизированных листов жести. Подрядчиками при строительстве стали братья Самули и Антон Хакала из Курикка. Общая сумма сделки составила 140 000 марок. Уже

15 декабря 1912 года новый храм, один из самых замечательных образцов церковной архитектуры на Карельском перешейке, был освящен. На алтаре в золотой раме сияло изображение Иисуса, благословляющего детей, которое удалось спасти от пожара прежней кирхи. Здание было рассчитано на 1000 сидячих мест. Просторные хоры позволяли прихожанам чувствовать себя приближенными к кафедре, с которой читались проповеди. Зал обладал исключительными акустическими свойствами. Полы были частично бетонные, частично асфальтовые. Под ними располагались три калориферные печи. Тёплый воздух поднимался по трубам и через решетки в полу поступал в зал. Так отапливалось основное помещение. В ризнице был устроен собственный камин. Пять роскошных люстр, спасённых из старой церкви, освещали и украшали внутренний интерьер. В 1913 году установили 25 регистровый орган, изготовленный на фабрике в Кангасала. Самый старый колокол в Ряйсяля, висевший на прежних звонницах, был отлит в Стокгольме в 1674 году. Другой сделан в Петербурге в 1848 г. и заменен в 1853 г. Оба колокола погибли во время пожара колокольни 1876 года. Для нового храма в Хельсинки, на заводе «Остберг и Баден» был заказан колокол, весивший 160 кг. Летом 1914 года он раскололся по непонятной причине, и только в 1921 году был отлит новый.

1935 году в кирхе Ряйсяля был открыт небольшой музей, посвященный старым финским церквям коммуны. Здесь хранились старые работы церковной живописи и предметы утвари.

В 1945 году, с приходм на Карельский перешеек советской власти, здание кирхи было передано совхозу "Мельниково" и до 1969 года кирха использовалась как зернохранилище.

В наши дни в здании кирхи находится Дом культуры поселка Мельниково, работает музейная экспозиция.Рядом с церковью находилось и кладбище Ряйсяля. Здесь, на месте кладбища, находится восстановленный в 1991 году памятник павшим в Гражданской войне Финляндии 1918 года.

Маршрут разработан НП "Лосевский курорт" при финансовой поддержке комитета Ленинградской области по туризму

  • Период: Весь год
  • Организатор: https://vk.com/loskurort
  • Тематика маршрута: культурно-познавательный, религиозный
  • Способ передвижения: автомобильный, автобусный, мотоциклетный
  • Продолжительность: 34 км.