Маршрут "Три кирхи"

Маршрут "Три кирхи"

Уникальное путешествие по маршруту «Три кирхи» позволит за небольшое время увидеть очень разные с точки зрения архитектуры и строительства культовые лютеранские сооружения, построенные приблизительно в одно и тоже время расцвета европейской, и в том числе финской архитектуры. Вы будете удивлены, что кирха в уездном Кякисалми (Приозерск) не доминирует над сельскими кирхами в Каукола (Севастьяново) и Ряйсяля (Мельниково). Каждая из кирх прекрасна и неповторима.

Очень важно понять, что архитектор, создавая главную архитектурную доминанту определенного населенного пункта (центра прихода) тогдашней Финляндии, должен был получить одобрение своего проекта у прихода церкви, в который фактически входили все жители данного населенного пункта и окрестностей. И таким образом, кирха отражает представление местных жителей о прекрасном и духовном. Поэтому понятно и отрадно, что эти величественные сооружения вызывают уважение и желание сделать все возможное для их сохранения для будущих поколений людей.

Маршрут “Три кирхи” мы начинаем с железнодорожной станции Кузнечное и заканчиваем у железнодорожного вокзала в Приозерске. Можно и наоборот, как кому удобно. Но с учетом светового дня мы советуем именно такую последовательность, поскольку вечером, в темное время суток, в Приозерске вы будете чувствовать себя комфортно, да и кафе и рестораны работают здесь значительно дольше.

Маршрут является всесезонным для путешествия на автомобиле. Но в период поздней осени и зимы с оттепелью мы не рекомендуем участок дороги Севастьяново-Мельниково для поездки на автобусе (микроавтобусе).

Маршрут наиболее удобен для путешествия на машине и велосипеде. Его протяженность 65 км. На автомобиле путешествие с подробным обзором и экскурсией в кирхе Каукола и Ряйсяля займет 4 часа.

Для велопутешественников время прохождения маршрута составит 7,5-8 ч.

Для любителей путешествовать пешком можно посоветовать добраться от Кузнечного до Севастьяново на рейсовом автобусе № 125 ( 10-12 мин.), затем участок от Севастьяново до Мельниково нужно будет пройти пешком (19 км.), но дорога того стоит – лесная красивая дорога. Почти на середине дороги (8 км. от Севастьново), около старого финского моста через протоку между двумя озерами, очень удобное место для пикника. А из Мельниково до Приозерска можно также доехать на автобусе № 101 (40 мин.). В этом случае путешествие займет целый день.

Водные туристы могут пройти из Приозерска до Мельниково по Вуоксе и таким образом осмотреть две кирхи - Кякисялми и Ряйсяля.

Скачать карту маршрута

Скачать аудиогид

Вы прибыли на станцию Кузнечное. Окрестности поселка необыкновенно живописны. В июле 1858 года здесь побывал Александр Дюма-отец. По словам французского писателя, эти места, с их «гранитными скалами с очертаниями самыми фантастическими», напомнили ему пейзажи «самого гористого из каньонов Швейцарии». И сегодня эти причудливые скалы, нависающие над прозрачной водой узких заливов, высокие лесистые холмы и побережье Ладоги привлекают любителей активного отдыха на лоне завораживающе красивой природы.

В 7 км по лесной дороге или в 8,5 по шоссе от Кузнечного (Kaarlahti) в сторону Сортавалы находится пос. Березово. Здесь прибрежная полоса Ладожского озера состоит из небольших скалистых островов, разделенных узкими проливами, окаймляющими берега фьордового типа. Каждый из таких островков называется шхера.  Арендовать лодку, порыбачить или пройтись по шхерам под парусом можно с опытной командой Илакс (ilaks.ru). Также в Берёзово находятся интерактивный музей «Стрелецкий острог», выполненный в стиле русских укрепленных военных поселений XVII века. 

А в 13 км по лесной дороге или в 19 по шоссе от Кузнечного в том же направлении располагается памятник природы – Озеро Ястребиное (Хаукаярви). Почти все берега озера представляют собой сельги - гряды, сложенные древнейшими кристаллическими породами и обработанные последним оледенением. Наиболее величественна скала на восточном берегу: её высота над водой составляет 36 м, а уклоны местами приближаются к отвесным. Эти особенности сделали озеро Ястребиное «Меккой скалолазов», которые проводят здесь тренировки и соревнования.

Благодаря гранитным скалам поселок Кузнечное рос и развивался. Гранит из местных карьеров использован для постройки и облицовки мостов и набережных Санкт-Петербурга, возведения постаментов для памятников во многих городах России, а также Румынии, Германии и Монголии. С 1948 по 1949 год эта станция носила название Гранитная.

А еще раньше здешняя деревня называлась Каарлахти, что в переводе с карельского – Изогнутый залив. Возможно, именно здесь около 1208 года произошло грандиозное сражение с участием конунгов Швеции и Гардарики, которое описывал датский хронист Саксон Грамматик.

Еще больше об истории этих мест с древнейших времен и до наших дней вы можете узнать в краеведческом музее «Хутор Милка», который находится в 1 км от станции Кузнечное по ходу маршрута и направо от указателя.

Одна из древнекарельских крепостей – Линнамяки (Крепостной холм) находилась в 2 км от ст. Кузнечное по ходу движения маршрута в районе поселка Богатыри у впадения реки Бегуновки в Рыбачий залив. Сейчас от нее сохранились три насыпи из камней и вымостка П-образной формы.

А мы продолжаем наше движение. До следующей остановки маршрута – Кирха Каукола в пос. Севастьяново - расстояние от станции Кузнечное составляет 10 км.

Карельский перешеек часто переходил «из рук в руки», административные границы менялись. В Шведские, а затем финские времена господствующей религией являлось лютеранство, а территория делилась на волости (коммуны), которые одновременно являлись религиозной общиной – приходом. В центре волости строилась кирха, куда съезжались прихожане со всей общины. Именовалась кирха по названию волости-прихода, например, нынешний поселок Севастьяново был центром волости Каукола, и местный храм называется – Кирха Каукола (Kaukolan Kirkko) или по покровителю – Церковь Святого Иоанна. 

Кирха Каукола

Первое упоминание о поселении и церкви Каукола (будущей церкви Святого Иоанна) в нынешнем поселке Севастьяново относятся к первой половине 16 века.

По мере переселения людей в эти места, здесь была образована коммуна, и в самом центре этого района, в местечке «Мункисалми», (в переводе с финского «монашеский пролив»), было построено церковное здание. Эти события произошли в начале 1640-х годов, и именно тогда поселок получил свое окончательное название Каукола (от имени собственного Кауко).

Со временем первое здание кирхи здание обветшало, и в 1688 году народ поселения Каукола обратился к епископу города Выборга, в епархию которого и входил приход церкви Каукола, с призывом о помощи, на что вскоре последовал Указ о строительстве новой церкви, которое было завершено в 1692 году.

Во время Северной войны в начале 1700-х годов церковь была разрушена, и в 1751 году была построена новая церковь, названная именем Святого Юханнеса (в переводе с финского - Святого Иоанна).

В июне 1932 года, накануне праздника «Юханнес» (Иоаннов день) душевнобольной человек поджег деревянный 180-летний храм. Силами прихожан из огня удалось спасти лишь колокол. Впоследствии именно страховка на случай пожара, полученная в то время, и позволила начать строительство пятой по счету, уже каменной церкви.

Храм был построен в предельно короткие сроки, и строился что называется «Всем миром», практически каждый житель Каукола и хуторянин принял участие в строительстве.

Уже через год, 3 сентября 1933 года нынешнее здание церкви Святого Иоанна было открыто и освящено, в нем состоялось первое богослужение.

Церковь была построена по проекту архитектора Пааво Бъерка, и по своим объемам и вместимости была значительно больше сгоревшей.

Она была построена из красного кирпича, а форма здания, его внутренняя отделка отличались особой торжественностью, при этом огромный сводчатый потолок создавал великолепную акустику.

Большие, пропускающие много дневного света окна, широкий балкон, и высокая монументальная башня-колокольня, строго симметричные боковые притворы, круглый огромных размеров мозаичный витраж, который в ночное время был как маяк - ночной ориентир для запоздалых путников, видимый и узнаваемый издалека - все это привлекало в Каукола и новый храм множество верующих.  

7 августа 1941 года артиллерийским ударом прямой наводкой церковная колокольня с крестом была разрушена (в 1941-1944 финнами построена временная и ныне сохранившаяся колокольня на 6 метров ниже прежней).

После окончательной передачи этих территорий Советскому Союзу в 1944 году, все церковное оборудование храма подверглось демонтажу, а само церковное здание длительное время использовалось, как производственно-хозяйственное помещение.

В период 1980-х годов здание было заброшено и разрушалось. Было демонтировано и разворовано все, что имело хоть какую-либо ценность.

В начале 1990-х годов прошлого века силами руководителей местного совхоза и бывшими финскими жителями делались попытки сохранить здание, но в результате оконные заполнения, которые в то время удалось изготовить и даже установить, а также часть кровли вновь были разрушены и разворованы, а здание подверглось окончательной вандализации.

В течении всех последующих лет здание храма вновь было заброшено и использовалось под свалку мусора и проведение самодеятельных дискотек.

Приход Каукола ( Церковь Святого Иоанна) был   возрожден и официально зарегистрирован   в 1996 году, при этом прихожане не без основания считают себя духовными восприемниками и частью исторического прихода Kaукола с почти 400-летней историей. Помимо основной миссии церкви - проповеди Слова Божьего и несения Благой вести Иисуса Христа, вот уже более 20 лет выполняется активная социальная и благотворительная работу со взрослыми и детьми муниципалитета.

В течении 1990-х - начале 2000-х силами и личными средствами членов прихода и отдельных благодетелей ремонтировалась кровля храма, так как атмосферные осадки быстро разрушали церковное здание.

Только в 2010 году храм был поставлен на консервацию.

В 2011 год силами прихожан и волонтеров на средства многих благотворителей была восстановлена сакристия (ризница) храма, и именно в ней 3 сентября 2011 года в была освящена часовня, в которой и проходили первые богослужения.

В период 2011-2013 годов в здании церкви Каукола прошли значительные восстановительные работы. Была благоустроена территория вокруг храма, высажены многочисленные зеленые насаждения, разбиты цветники, установлены малые архитектурные формы. В 2013 году проведены сложнейшие технически высотные работы по восстановлению кровли.

К осени 2013 года все лестничные пролеты и переходы были построены заново, а на 30-метровой высоте башни церкви была смонтирована и оборудована смотровая площадка, с которой гости и многочисленные туристы могут осмотреть красивейшую панораму местного озерного края.

При этом на смотровой площадке в весенне-летний сезон регулярно развернута обширная фотоэкспозиция рассказывающая об истории церкви-памятника, а также о современной жизни церковного прихода.

В Вербное Воскресение 16 апреля 2017 года в результате сложнейших работ над куполом храма вновь вознесся главный Крест, уничтоженный вместе со шпилем колокольни в результате артиллерийского обстрела 7 августа 1941 года.

В частично восстановленном большом зале храма в летнее время помимо богослужений проходят также концертно-песенные мероприятия, участие в которых принимают российские и зарубежные музыканты.

В предрождественское время Адвента и во время Рождества Христова, а также в новогодние праздники башня и купол церкви Каукола освещаются яркой световой рождественской иллюминацией, что красочно подчеркивает  строгую и величественную архитектуру здания, и по свидетельству местных жителей, заряжает позитивной праздничной энергией всех жителей  и гостей поселка Севастьяново.

 В 2020 году храм стал финалистом этнофестиваля «Земля Калевалы» в номинации «Этнообъект».

Заслуженную награду получал Виктор Ружинский - пастор храма. Виктор Федорович и его жена Валентина – необыкновенные люди, благодаря вере и труду которых сейчас храм активно восстанавливается. Здесь можно побывать с экскурсией, посетить одно из мероприятий. Также можно переночевать в поселке небольшой группой, в летнее время поплавать на лодке по местному проливу и озерам. Тел. +79217896296. Ссылка ВК: vk.com/kaukola.

 Кирха Ряйсяля

Следующий отрезок пути составляет 18 км. И вы оказываетесь в центре волости Ряйсяля, ныне пос. Мельниково. Лютеранский приход Ряйсяля стал самостоятельным не позднее 1635 года. Первая построенная здесь церковь была сожжена русскими войсками в 1656 году. В 1663 году была построена вторая кирха, простоявшая больше 100 лет. Третья кирха была построена вместо обветшавшей второй в 1763 году. Это была типичная для того времени деревянная крестообразная церковь. Она сгорела в июле 1910 году.

Перед вами четвертое здание, построенное в 1912 году по проекту знаменитого финского архитектора Йозефа Стенбека. Это один из самых старых сохранившихся лютеранских храмов на Карельском перешейке. Старше его, да и то всего на несколько лет, только кирхи в Приморске (Koivisto) и Зеленогорске (Terijoki), тоже авторства Стенбека.

Йо́зеф Даниэль Стеенбек (1854-1929) — архитектор и инженер, работавший в Российской империи, а затем в независимой Финляндии, автор большого количества церковных зданий на Карельском перешейке и в Финляндии, работал в стиле финского национального романтизма – разновидности северного модерна.
Напоминающая средневековый замок кирха Ряйсяля построена именно в этом стиле. Наружные стены церкви строились из местного, красноватого гранита. Внутренние стены возводились кирпичными. Фундамент кирхи опирался на пологую природную скалу, Фронтоны отлиты из нового в то время материала - железобетона. Массивная квадратная башня колокольни размещена в пространстве между нефом и трансептом.  Огромная 37-метровая колокольня вознеслась над постройкой и над всей долиной Вуоксы. Входные двери были обиты медью, кровля сделана из гальванизированных листов жести. Подрядчиками при строительстве стали братья Самули и Антон Хакала из Курикка.  Общая сумма сделки составила 140 000 марок.

Уже 15 декабря 1912 года новый храм был освящен. На алтаре в золотой раме сияло изображение Иисуса, благословляющего детей, которое удалось спасти от пожара прежней кирхи. Здание было рассчитано на 1000 сидячих мест. Просторные хоры позволяли прихожанам чувствовать себя приближенными к кафедре, с которой читались проповеди. Зал обладал исключительными акустическими свойствами. Полы были частично бетонные, частично асфальтовые. Под ними располагались три калориферные печи. Тёплый воздух поднимался по трубам и через решетки в полу поступал в зал. Так отапливалось основное помещение. В ризнице был устроен собственный камин. Пять роскошных люстр, спасённых из старой церкви, освещали и украшали внутренний интерьер. В 1913 году установили орган на 25 регистров, изготовленный на фабрике в Кангасала. В Хельсинки, на заводе «Остберг и Баден» был заказан колокол, весивший 160 кг. Летом 1914 года он раскололся по непонятной причине, и только в 1921 году был отлит новый.
1935 году в кирхе Ряйсяля был открыт небольшой музей, посвященный старым финским церквям коммуны. Здесь хранились старые работы церковной живописи и предметы утвари.
В 1945 году, с приходом на Карельский перешеек советской власти, здание кирхи было передано совхозу "Мельниково" и до 1969 года кирха использовалась как зернохранилище.
В наши дни в здании кирхи находится Дом культуры поселка Мельниково, работает музейная экспозиция.

На территории современной Финляндии существует организация, состоящая из бывших уроженцев села Ряйсяля и их потомков, оказывающая посильную помощь по поддержанию вида здания. Периодически в Мельниково приезжают финны — бывшие жители Ряйсяля и их потомки, а также проводятся лютеранские службы.
Рядом с церковью находилось и кладбище Ряйсяля. Здесь, на месте кладбища, находится восстановленный в 1991 году памятник павшим в Гражданской войне Финляндии 1918 года.

К кирхе возможно провести экскурсию, предварительная запись по телефону +79522460352.

  Памятник Теодору Швиндту

На территории современного Мельниково (Ряйсяля) в имении Путория родился знаменитый историк, археолог и этнограф  Петер Теодор Швиндт (1851-1917) – один из основоположников краеведения и музейного дела на Карельском перешейке.

Его предки жили в Ряйсяля ещё в XVIII веке. Дед Швиндта был пастором, а отец — врачом. Теодор окончил гимназию в Выборге, затем поступил в Техническую школу в Гельсингфорсе по специальности «гражданская инженерия». В юношестве Швиндт заинтересовался историей, проводил много времени в архивах и даже приступил к раскопкам в Путории.

В 1877 году Финское общество древностей (Объединение по изучению древнего наследия) (фин. Suomen muinaismuistoyhdistys) назначило Швиндту стипендию для проведения раскопок на территории Старой крепости в Кексгольме (Приозерск). По их окончании, в 1884 году, Швиндт представил подробный отчёт с описанием обнаруженных находок каменного и железного веков.

Большинство находок сейчас хранятся в Национальном музее Финляндии. В 1883 году Швиндт издал в Хельсинки книгу,  где, помимо собранных им песен и преданий Карельского перешейка, содержались сведения об укреплениях и захоронениях древних карел, а также топографические карты и планы, созданные по материалам как данных из экспедиции, так и старинных карт из архивов, содержавшие немало малоизвестных древних топонимов. 

В том же 1883 году Швиндт поступил на историко-филологический факультет Гельсингфорсского университета, который он окончил в 1885 году с дипломом магистра гуманитарных наук.

В 18911892 годах Швиндт вёл очередные раскопки в Старой крепости Кексгольма вместе с Альфредом Хакманом, во время которых был обнаружен культурный слой с артефактами языческого периода. Эти находки стали обоснованием гипотезы Швиндта о том, что ещё до строительства современной крепости на её территории существовало древнекарельское поселение.

Во многом с лёгкой руки исследователя дата 1294 закрепилась в сознании, как год основания поселения. Также Швиндт доказывал, что первоначально крепость Корела находилась не на нынешнем месте, а выше по течению Вуоксы, на скалистом острове Каллиосаари, где ныне находится городской парк и пляж Приозерска. В 1893 году Швиндт стал хранителем в Археологической комиссии, этот пост он занимал до самой смерти.

В 1892 году в кексгольмской газете «Вуокса» Теодор Швиндт писал: «Мы должны создать музей в богатой историческими событиями крепости», предложив разместить постоянную экспозицию в Круглой башне; музей был открыт в 1894 г. к 600-летию города.

В 1914 году Швиндт вместе с Юхани Ринне проводил исследования крепости Тиуринлинна (Тиверский городок) – укрепленного поселения  XIVXV веках, остатки которого находятся в нескольких километрах от пос. Васильево. 

Кирха Кякисалми

 

Переход до следующей остановки составит 37 км.

Вы въезжаете в город Приозерск. За более чем 700 лет существования он сменил 4 названия:

  • Кякисалми (древнее карельское название, затем и финское)
  • Корела (новгородское, старорусское название)
  • Кексгольм (Швеция, Российская империя)
  • Приозерск (СССР, Россия)

 

При въезде в город, на берегу Вуоксы, вы можете видеть слева от шоссе древнюю крепость Корела, которую изучал Теодор Швиндт, сейчас здесь расположен музей-крепость с одноименным названием.

В 1 км от крепости, в центре города находится последняя точка маршрута - кирха Кякисалми. В разное время, за многовековую историю города, было построено 10 храмов. Предпоследняя кирха была возведена в 1759 году финским архитектором Туомасом Суйкканеном во имя Святого Андрея. В начале XX века приход Какисалми был весьма многочисленным. И старая деревянная кирха не могла вместить всех прихожан. В 1904 году было принято решение о строительстве нового храма. Первый эскизный проект был выполнен Йозефом Стенбеком, однако он не был реализован из-за недостатка финансирования.

К концу 20-х годов прошлого века Независимой Финляндии удалось оправиться от потрясений и стабилизировать экономику. Именно в это время возводится большое количество храмов. Кирха в Кякисалми строится по проекту Армаса Линдгрена (1874-1929). Деньги собирает приход из пожертвований прихожан и сборов расквартированного в крепости Савоского егерского полка. Профессор Линдгрен в разные годы был учеником Стенбека и учителем Алвара Аалто. Церковь была освящена 14 декабря 1930 года выборгским епископом Эркки Кайла. Храм стал последним творением выдающегося мастера северного модерна Армаса Линдрена, он умер во время строительства и работы заканчивала его дочь Хелена Руотула-Стений. Кирха представляет собой сложенный из почти необработанных гранитных валунов храм, своим внешним обликом, по замыслу архитектора, призванный напоминать архитектуру крепости Корела.

В 1937 году в кирхе был установлен 36-регистровый орган. Из обветшавшей кирхи 1759 года в новый храм перенесли алтарную картину Б. Годенхьелмина «Распятие» и красивые канделябры, изготовленные ещё в 1870-х годах на средства кексгольмской купчихи-благотворительницы Авдотьи Андреевой. На колокольню были подняты 2 колокола — русского и немецкого производства. Кирха была оборудована отоплением.

В 1940 году, в ходе бомбардировок советской авиацией церковное здание получило серьёзные повреждения: одна из бомб, проломив крышу и перекрытия, взорвалась на полу и разметала скамейки. После того, как в 1940 году Кексгольм отошёл к СССР, кирха стала использоваться как «база» особого отряда НКВД. Переделки интерьеров были столь масштабными, что финны, когда вернулись в город в 1941—1944, не смогли начать в храме богослужения. Храм был отремонтирован финнами, вернувшимися в свои дома, и снова оставлен при отступлении в 1944 году.

Здание кирхи в 1945 году было передано под управление местной партийной ячейки. Была сооружена сцена, церковь преобразована в городской дом культуры.

С 1961 года в кирхе расширили сцену и переоборудовали фойе. Под крышей сделали чердачный полуэтаж с классами для кружковой работы.

После эвакуации коренных жителей на территории современной Финляндии возникла организация, состоящая из бывших уроженцев Кякисалми и их потомков. Жители собирали документы, делились воспоминаниями. С открытием «железного занавеса» стали сотрудничать с администрацией Приозерска, участвовать в посильной помощи по поддержанию вида здания. В июне — сентябре 1995 года приезжие пасторы провели в кирхе несколько богослужений. 6 июля 1997 года у западной стены кирхи, там, где когда-то находилось воинское захоронение 105-ти финских военнослужащих, погибших во Второй мировой войне, был поставлен изящный гранитный памятник по проекту архитектора Кауко Кокко.

В 2001 году, начальство Приозерского мясокомбината отпустило средства на косметический ремонт внутренних помещений «Центра досуга молодёжи», организован ночной клуб с баром. Осенью 2002 года в кирхе вспыхнул сильный пожар, уничтоживший всю внутреннюю отделку, обвалилась крыша. В середине 2000-х в здании проведены экономичные работы — сделана новая крыша, заделаны выгоревшие проёмы, локально подведено электричество.

Сейчас это величественное здание, которое несомненно является украшением города, не используется. Посетить его с экскурсией пока невозможно. Надеемся, что в скором будущем это изменится.

По дороге на вокзал города Приозерск вы пройдете через главную площадь с православным храмом, памятником Петру I и несколькими сохранившимися историческими зданиями, а потом сможете полюбоваться видом на озеро Вуокса и здание вокзала, чудом уцелевшее во время войн XX века.

Маршрут разработан НП "Лосевский курорт" при финансовой поддержке комитета Ленинградской области по туризму

  • Период: Весь год
  • Организатор: https://vk.com/loskurort
  • Тематика маршрута: культурно-познавательный, религиозный
  • Способ передвижения: автомобильный, автобусный, мотоциклетный, велосипедный
  • Продолжительность: 65 км.