Маршрут "История Лосево-Кивиниеми"

Маршрут "История Лосево-Кивиниеми"

Экскурсионно-пешеходный маршрут История Лосево-Кивиниеми протяженностью 1,5 км. проходит преимущественно по берегу р. Вуокса в зоне Лосевского порога. Маршрут имеет 16 остановок, оборудованных информационными табличками на русском и английском языке. Среднее время прохождение маршрута 1,5 часа.

В ходе экскурсии вы узнаете о том, как формировался неповторимый пейзаж этих мест, как жили на берегах Вуоксы люди с древних времен и до наших дней, какая это необычная река- Вуокса, о экологической катастрофе, которая изменила ход истории и экономического развития  на Карельском перешейке, о великих  трагических страницах  военных лет и   славном спортивном настоящем Мекки водного туризма - Лосево. 

Маршрут очень удобен для посещения, поскольку к нему легко дойти с ж.д. платформы Лосево и автобусной остановки Лосево. Его можно посетить в любое время года, но мы рекомендуем время с апреля по сентябрь.

Экскурсия начинается у щита №1, расположенном неподалеку от входа на территорию базы отдыха Лосево Парк, где подробно указан маршрут прохождения экскурсии. Мобильный гид, которым снабжена экскурсия, размещен на платформе "IZI-travel". Нажмите "Запустить тур", чтобы аудио проигрывалось автоматически при приближении к остановкам маршрута.

Скачать карту маршрута

Скачать аудиогид

1 История Карельского перешейка

 

Первые известные нам жители Карельского перешейка — саамы, коренной народ Северной Европы. Об этом свидетельствуют топонимы, например, Лапинлахти – лопарский залив, ныне поселок Ольховка на Суходольском озере.

Саамы жили родами, занимались охотой и рыболовством, земледелием и животноводством. Славяне на северо-западе региона появились во второй половине первого тысячелетия. Они принесли с собой пашенное земледелие, различные ремесла, плотницкое дело.

С ХII по XIV века на Северо-Западе Приладожья жили карелы. Среди них стали появляться ремесленники. Особенно большого успеха карелы достигли в кузнечном и ювелирном деле. Процветанию карел способствовала торговля пушниной. Торговые пути проходили по рекам и озерам («Из варяг в греки» и «Великий меховой путь»).

2 Турбаза «Лосевская» — школа водного туризма

Турбаза находится у истока Лосевского порога и занимает 13 гектаров. В советскую эру это была база Всесоюзного значения знаменитая своими водными и лыжными туристскими походами. Она начала свою историю в 1972 году в качестве палаточного лагеря. На территории располагался большой деревянный дом администрации со столовой. Был собственный парк лодок, прокат туристского снаряжения и лыж. Популярность базы была так велика, что даже после того, как построили кирпичные корпуса, рядом ставили дополнительные палатки. Каждый сезон здесь работали свыше 200 инструкторов туризма, а среди отдыхающих более 2000 новичков-туристов получали значок «Турист СССР» (не считая разрядников).

Водная система Вуоксы позволяет проводить походы как по линейным маршрутам (в Приозерск, Каменногорск), так и по круговым, через озера Комсомольское, Отрадное, Ладожское, с выходом в озеро Вуокса через Мельниково и Горский водосброс или через Беличью протоку. Из 20 дней путёвки, как правило, 10 отводилось на водный маршрут.

 

3 Река Вуокса

Вы стоите на берегу реки Вуоксы. Длина плёса, который вы видите, составляет 14 км, ширина 2,5 км, а максимальная глубина — 17 км. Вуокса — не просто река, а озёрно-речная система. Площадь водосбора Вуоксы более 67 тыс. кв. км. Общая длина системы – 156 км, 13 из которых находятся на территории Финляндии — она берёт начало в финском озере Сайма. Выходя из озера и прорезая гряду Салпаусселькя, Вуокса становится бурным гремящим потоком, практически горной рекой. Её падение составляет 65 метров на протяжении 25 км. На этом участке Вуокса образует три водопада: Иматра – 18,4 м (г. Иматра), Ряйккеля – 14,5 м (г. Светогорск) и Раухила – около 13 м (п. Лесогорский). На всех водопадах стоят электростанции, но на Иматре в летнее время для туристов ежедневно на 10 минут открываются шлюзы.

 

4 Вглубь веков Каменного мыса

Кивиниеми в переводе с финского означает Каменный мыс. Само название отражает геологические особенности данной местности – близость к поверхности гранитных пород Балтийского кристаллического щита. Действительно, в округе Лосево на поверхности земли и в грунте находится большое количество гранитных валунов. Они разной степени окатанности, различаются по цвету и структуре, но все они — свидетели ледниковой эпохи.

На определенном этапе истории Земли Северо-Запад Европы подвергся оледенению. Оно продолжалось около 80 тысяч лет и закончилось 10-12 тысяч лет назад. Стадий развития ледника было несколько, в том числе Днепровская, Московская и последняя — Валдайская. В высоту ледники достигали от 2 до 4 км, а их масса была так велика, что Балтийский кристаллический щит, сложенный магматическими породами, прогнулся. Когда ледниковый период закончился, освободившаяся от тяжести льда суша стала подниматься, в настоящее время это поднятие достигло 71 м. В разных районах поднятия неравномерные, больше всего их на севере. 

 

5 Старая переправа

Город Карела был связан с Ладогой и Новгородом «водою и горою» — реками и дорогами. Основных дорог было две: одна из них проходила между Ладожским и Суходольским озерами к Орехово. Другая вела через Кивиниеми к протоке из озера Суходольского в Вуоксу. Протока была мелководной и с незначительным течением, самое узкое место на ней было перед Вуоксой, там, где мы сейчас находимся. В дальнейшем здесь построили мост. Участок этого  старого дорожного тракта проходит и через Лосевскую базу.

Эта дорога помнит и телеги крестьян, и коляски бояр, и военные рати. По ней следовал экипаж Петра Первого в 1710 году в отвоеванную у шведов крепость Корелу. Не тогда ли зародилась у него мысль построить на протоке военное укрепление для защиты Карельской земли от Шведов? Шанец был построен на южной стороне протоки. Сегодня между железной дорогой и шоссе, с южной стороны базы отдыха «Лосево» вы можете видеть его глубокие рвы.

 

6 Образование Лосевского порога

Мы находимся в начале Лосевского порога. Дата его образования 17 сентября 1857 года, и он частично рукотворный. Однако если бы в мае 1818 года озеро Суходольское не прорвалось в Ладогу, его бы, скорее всего не существовало.

Мощно и величаво, вобрав в себя воды реки Волчьей, Вуокса входит в порог. Трудно представить, что менее 160 лет назад река текла в обратном направлении — в Вуоксу из озера Суходольского. Озеро Суходольское лежало выше Вуоксы на 1,5 метра, и на 10 метров выше Ладожского озера (но стока в него не имело). Избыток вод шёл по широкой мелководной протоке в Вуоксу.

 

7 Валун 

На территории Лосево много валунов. Среди них выделяется именно этот, лежащий на склоне амфитеатра костровой поляны. Он относится к виду гранитов рапакиви, что в переводе означает «крошащийся камень». Гранит состоит из крупных кристаллов полевого шпата, окруженных мелкими зернами полевого шпата и кварца. При выветривании они довольно легко разрушаются, с чем и связано название породы. Действительно, валун крошится даже под действием рук.

 

8 Лосевский порог и водный спорт

В 1946 году Лосевский порог привлек внимание туристов и спортсменов-водников Ленинграда, и спортивный интерес к нему до сих пор не иссякает. Здесь проходили тренировки туристов перед сложными водными походами. Здесь городская маршрутная комиссия проверяла готовность групп к походам выше третьей категории сложности.

В 1980 году в День советской молодежи устроили первый Водный туристский праздник с соревнованием на приз газеты «Смена». В программу праздника вошли техника водного туризма (ТВТ) на байдарках и катамаранах, эстафета, спасательные работы на воде. Также были конкурсы технического творчества, фотографии и туристской песни. Праздник решили проводить ежегодно в последнее воскресение июня.

 

 9 Наблюдательный пункт на мысе

Здесь, за спортплощадкой и четвёртым корпусом базы сохранились следы войны: сеть траншей, ходов сообщения и, возможно, наблюдательный пост узла обороны линии Маннергейма. Вся площадка над костровой поляной завалена глыбами гранита. Эти глыбы сюда специально доставили из каменоломни, чтобы сделать берег Вуоксы неприступным. На них имеются узкие желоба от бурения в скалах, следы шпуров.

10 Переправа 7 декабря 1939 г.

Зимняя война между СССР и Финляндией длилась 105 дней с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. С 3 декабря до конца войны фронт проходил по северному берегу озера Суходольского и Вуоксы. Красная армия предпринимала несколько попыток преодолеть широкие водные пространства.

Главная оборонительная полоса линии Энкеля имела длину 140 км и шла от Финского залива к Вуоксе и далее — к Ладоге. Она состояла из 20 узлов обороны, обозначенных начальными буквами поселений, где располагались узлы. От Ладожского озера по северным берегам озера Суходольского и Вуоксы располагались: Тайпале — «Tai» (река Бурная), Келья — «Ke» (поселок Портовое), Саккола — «Sa» (поселок Громово), Кивиниеми — «Ki» (Лосево), Нойсниеми — «No» (мыс за рекой Вуокса — Виртой).

 

11 Лосевский порог

Лосевский порог — уникальное явление для равнинной территории Ленинградской области. Узкой лентой он прорезает перешеек между озерами. Длина порога 880 м, ширина в верхней части 130 м, под мостом — 50 м.

По порогу проходит весь сток озера Сайма, собирающий воду с площади 67 квадратных километров в Финляндии. Через поперечное сечение водотока проходит в зависимости от водности года от 300 до 700 кубометров воды в секунду. Вгрызаясь в грунт дна, порог наращивает берега. Глубина порога в верхней части — 1,5-2 м, под шоссейным мостом около 4 м, под железнодорожным до 15 м, а у мыса Лесистый глубина достигает 23 м. Максимальная скорость течения в пороге — 10 м/сек — Между Вуоксой и Суходольским, при перепаде уровня воды на 3,5 м. Благодаря большой скорости течения порог не замерзает даже в самые лютые морозы.

12 Каменный мыс

Территория, где находится Лосево, была обжита с древних времен. В Новгородский период здесь размещался целый ряд деревень, в названиях которых было слово «Каменная», и название Кивиниеми - не исключение, в переводе это значит «Каменный мыс». Это поселение с XIII века относится к православному Саккольскому Михайловскому погосту с центром в Саккола (Громово). Во время шведских нашествий православное карельское население покинуло эти земли. Их сменили лютеране, жители шведской Финляндии. В Кивиниеми построили кладбище и первый на востоке Карельского перешейка лютеранский храм (позже его перенесли в Саккола). 

13 Золотой период Кивиниеми

Золотым периодом Кивиниеми можно назвать конец 30-х годов ХХ века. После прокладки железной дороги, открытой в 1917 году, посёлок стал важным транспортным узлом. Он насчитывал 90 домов плотной застройки на пороговой, северной стороне и 80 домов — на южной. На южной стороне селились большей частью земледельцы, северная же напоминала поселок городского типа. Здесь размещались войлочная фабрика, небольшой лимонадный завод, автомастерские и автошкола, магазины и фирмы Нижней Вуоксы, отделения Национального и сельскохозяйственного банков, кооперативная касса. В поселке работал телефон и было электричество: ток давала паровая электростанция — первая частная электростанция в Финляндии — а позже ГЭС на реке Волчьей в Петяярви. Были медицинские и ветеринарные учреждения, аптеки, почта, пекарня, кафе, парикмахерские, фотоателье, дорожная гостиница. За порядком следила полиция. Две школы размещались на южной и пороговой стороне. При молельном доме были хор, рукодельные кружки, спортивные общества («Спортсмены Кивиниеми», «Гимнасты Кивиниеми»), военные общества («Шюцкор» и «Лотта Свярд»), а также Союз рабочих. 

14 Скала Жандарм

Здесь, где под железнодорожными мостами порог вливается в озеро Суходольское, как страж, стоит скала «Жандарм». Струя порога разбивается о Жандарм, а при высоких уровнях воды переливается через него.

Между скалой и левым берегом образуется водоворот, который может затянуть пловца на глубину до 15 метров. Чтобы этого не случилось, опытные водники советуют, во-первых, быть в надувном жилете, во-вторых, стараться как можно шире распластаться в воде, в-третьих — и в-главных — купаться где-нибудь в другом месте. На дне у Жандарма находятся затопленные конструкции старых железнодорожных мостов. Эта переправа взрывалась при малейшей военной опасности в 1918, 1939 и 1941 годах.

15 ДОТ и памятник в устье порога

В 20-х годах XX века финны построили Линию Маннергейма — оборонительную линию от Ладожского озера до Финского залива. Этот дот входил в её узел обороны «Кивиниеми» под обозначением «Ki». Дот пулеметный, на две амбразуры. Пулемётчики прикрывали подход войск от залива Дятел озера Суходольского. Сильное течение не давало подойти к доту с воды.

Около Дота проходит ветка железной дороги, чей мост в военное время взорвали. Так было и в гражданскую войну в 1918 году, и в Зимнюю в 1939-1940 годах, и в Отечественную в 1941 году. Однако по этой железной дороге к Доту всё ещё мог подойти финский бронепоезд, чтобы усилить обороноспособность укрепления. По итогам мирного соглашения все Доты линии Маннергейма были взорваны, в том числе и этот, чьи руины перед вами.

  

16 Озеро Суходольское – Сувантоярви

Озеро Суходольское — одно из крупнейших на Карельском перешейке. Его длина около 32 км, ширина достигает 1,5 км. Самая широкая его часть находится в районе Лосево (заливы Путейский и Дятел). Наибольшей глубины — 23 метра — озеро достигает у мыса Лесистого.

В Суходольском издревле водилось много рыбы и люди селились на его берегах с давних пор. Когда-то по его глади ходили торговые суда — один из вариантов пути «Из варяг в греки». В дореволюционный и финский период от Кивиниеми до Тайпале (от Лосево до Соловьево) можно было добраться по воде за 3 часа. В Советский период по озеру тоже осуществлялось регулярное сообщение — от Лосево на Громово и Портовое.

Маршрут разработан НП "Лосевский курорт" при финансовой поддержке комитета Ленинградской области по туризму

  • Период: Рекомендуемый период прохождения с апреля по сентябрь
  • Организатор: https://vk.com/loskurort
  • Тематика маршрута: культурно-познавательный, активный, экологический
  • Способ передвижения: пеший
  • Продолжительность: 1,5 км.