Маршрут «Петровский редут»

Маршрут «Петровский редут»

Протяженность маршрута всего 600 метров, но это небольшое расстояние насыщено природными и историческими объектами, которые никого не оставят равнодушными. Поэтому мы рекомендуем иметь час-полтора свободного времени, чтобы зарядиться энергией несущейся с невероятной скоростью воды на Лосевском пороге, увидеть границы воды и суши до экологической катастрофы на Карельском перешейке, забраться на валы оборонительного сооружения, построенного по указу Петра I, включенного А. В. Суворовым в линию крепостей для защиты западных границ Российской империи  и пригодившегося для военных нужд только в годы Зимней и Великой Отечественной войны.

Маршрут очень удобен для посещения, поскольку к нему легко дойти с ж.д. платформы Лосево и автобусной остановки Лосево. Его можно посетить в любое время года, но мы рекомендуем время с апреля по сентябрь. 

Маршрут начинается на смотровой площадке на берегу Лосевского порога у Китайской беседки на базе отдыха «ЛосевоДа» и имеет три остановки.

  1. Лосевский порог

Мы стоим на высоком берегу Лосевского порога, любуемся мощным водным потоком. Трудно представить, что 200 лет назад здесь из озера Суходольское (старое его название Сувантоярви) в Вуоксу (в обратном нынешнему направлении) протекала шириной до 600 метром мелководная протока. Озеро Суванто глубокой чашей лежало выше Ладожского на 10 метров, а Вуоксы на 3 метра, и выхода в Ладогу не имело. Между озерами Суванто  Ладогой, в 30 км к востоку от этого места, пролегала песчаная гряда шириной около километра.

После Северной войны, через гряду дважды с перерывами пытались проложить канал, чтобы спустить немного воды из Суванто в Ладогу, так как после весеннего таяния снега озеро сильно разливалось и затапливало сельскохозяйственные территории. Но последние 50 метров за людей прорыло весеннее половодье в 1818 году. В результате прорыва озеро Суванто (Суходольское) понизило уровень на 7 метров, юго-восточная его часть осохла и по ней прошел в Ладогу ручей длиной 10 км. При этом пересохла протока у Кивиниеми (старое финское название поселка Лосево) и нарушилось судоходство по Вуоксинской системе. Для восстановления его в 1856-1857 годах в пересохшей протоке прокладывали канал из Вуоксы в Суванто. Работы усложнялись большим количеством валунов в грунте и изменением уклона в сторону озера.

Пуск воды неожиданно привел к гидрологической катастрофе н Карельском перешейке. При понижении уровня воды в плесе Вуоксы всего на один метр сток из основного северного рукава развернуло на юг, и весь водосток из Саймы ринулся в Ладогу южным рукавом через рукотворные каналы и озеро Суванто. Каналы размыло и поток пошел по всей протоке.

В 1818 и 1857 годах изменилась вся гидрография Вуоксинской системы: понизились уровни воды в реках, плесах и озерах, озеро Суходольское упало на 11 метров, Вуокса у Лосево на 7 м, озеро Балахановское на 3 м, Вуокса у Приозерска на 1,3-1,5 м, в северном русле образовалась цепь волоков.

В протоке у Кивиниеми образовался порог с каменистым дном. Сила текущей воды при скорости 9 метров в секунду постоянно углубляет дно, наращивая высоту берегов. Сегодня глубина порога составляет от 1,5 м в начале до 16-17 м ниже железнодорожных мостов.

Для судоходства порог оказался непригоден, зато его освоили спортсмены и любители водного слалома.

Порог в военные годы становится значительной преградой для противников, о чем оставил воспоминания Александр Твардовский в своей поэме «Василий Теркин».

 

  1. Военный форпост на Вуоксе у Кивиниеми

Карельский перешеек столетиями был территорией противостояния запада и востока. В Средние века восток перешейка был в составе Новгородской респубики. С периода Смутного времени с 1610 г. по 1710 г. – 100 лет – здесь владычествовали шведы. В ходе Северной войны в 1710 г. Петром I были взяты крепости Выборг и Кексгольм (Корела, нынешний Приозерск). Ранее на реке Неве были взяты крепости Нотебург (Орешек) и Ниеншанц. После этого 16 мая (по старому стилю) 1703 года в дельте Невы была заложена Петропавловская крепость, вокруг ее стен началось строительство города Санкт-Петербург, ставшего с 1712 г. столицей России.

По указу Петра I для защиты завоеванной территории, а затем и новой столицы с севера, на важнейших дорогах Карельского перешейка в период с 1710 по 1716 гг. были построены четыре военных укрепления – шанцы или редуты. Одним из них стал Кивиниеми-шанец. Он был построен на южном берегу протоки из озера Суванто (Суходольское) в Вуоксу. Шанец контролировал как сухопутную дорогу из Кексгольма, так и водный путь из Выборга в Ладожское озеро.

Участок, где был построен шанец, имел стратегическое значение, так как здесь была наиболее узкое место между широкими (до 3 км) озерными пространствами. Особенно его значение повышалась в период военных действий. Например, в войну, которую вёл в 1656 году Алексей Михайлович, отец Петра I, здесь находилась русская застава. Позже на северном берегу шведами было построено Крепостное укрепление. Его остатки можно было видеть ещё в 1901 году, но они были закрыты насыпью первой железной дороги в 1917 г.

Кивиниеми-шанец представлял собой редут, расположенного на холме, высотой 10 м, и форпоста, устроенного на небольшом островке протоки. Берег островка, обращенного к протоке, был обложен валунами. И Островок, и валуны сохранились до сих пор. Хотя стоят уже далеко от воды. Но по расположению островка можно судить о ширине существовавшей в XVIII веке протоки.

При строительстве парка активного отдыха с историей «ЛосевоДа» были проведены большие осушительные работы.

  1. Кивиниемский шанец (редут)

Кивиниеми шанец - редут Петровского времени. Он построен на холме, высотой 10 м, южного берега протоки и образован был строго в соответствии с фортификационными требованиями начала XVIII века, он имеет форму ромба с углами при вершинах 80 и 100 градусов. Высота раската (вместе с бруствером - 1,3 м) составляла 3,5-3,7 м. По углам были сооружены валганги – возвышения для установки артиллерии. Для придания скатам крутизны и прочности использовалась обшивка дерном или фашинами – связками прутьев, длиной 1,8 м и диаметром 0,3 м. Работы проводились силами армии.

По середине южного фаса редута располагались ворота, обращенные к дороге, идущей по южному берегу Вуоксы. Площадка перед воротами также была обнесена валом.

На территории редута находились пороховой погреб, арсенал и кордегардия – помещение для отдыха личного состава. Редут окружал круговой ров, вода в которой поступала из Суходольского озера и протоки (уровень воды в озере был выше нынешнего на 11 м). Внешний вал имел изломанную линию.

В военный период шанец планировалось оборонять отрядом в количестве 1000-1200 человек.

По поручению Екатерины II А.В. Суворовым в 1791 г. были проинспектированы все оборонительные сооружения на западной границе Российской империи. Суворов признал редуты, построенные по указанию Петра 1, удовлетворительными для военных нужд. Реконструкции подвергся только редут на р.Тихая (Пярну) в п. Бригадное, получивший в последствии его имя – Суворовский редут. В дальнейшем, редуты были включены Суворовым в продуманную им систему оборонительных сооружений для охраны западных границ Российской империи и собственно Санкт-Петербурга. Строительство и реконструкция этих крепостей и редутов под руководством А. В. Суворова стали мощным толчком для экономического развития отвоеванных у шведов территорий Карельского перешейка и Финляндии. В настоящее время, сохранившиеся оборонительные сооружения Суворовских линий обороны являются украшением и местами туристического паломничества в Лапеэннранте, Лумяки, Савитайпале, Хамине, Котке, Савонлинне, Выборге, Приозерске и у нас, в Лосево.   

Редут хорошо сохранился за свои 300 лет, потому что в активных военных действиях в XVIII-XIX веках он участия не принимал. Но его не обошли войны XX века. В Зимнюю войну, в декабре 1939 г., при боях Красной Армии на переправе через Лосевский порог, здесь размещались бойцы 7-й армии (90 стрелковая дивизия и 461 стрелковый полк).

В период Отечественной войны южный берег порога вместе с Кивиниемским редутом в августе 1941 года стал плацдармом отступающей 265 дивизии Красной Армии. В 1944 году при наступлении на Карельском перешейке с июня по сентябрь здесь стояла 10-ая дивизия Советской Армии. На южном берегу и самом редуте и сейчас находятся остатки окопов и эскарпы в валах, но к какому периоду боёв они относятся, определить трудно.

Около железной дороги на территории парка активного отдыха с историей «ЛосевоДа» находится воинское захоронение с именами погибших в 1944 году военнослужащих.

У редута есть своя загадка. Он расположен в лесу, и на валах по периметру растут высокие старые сосны, но сама внутренняя площадка деревьями до сих пор не зарастает, а проросший молодняк погибает.

В настоящее время Кивиниемский шанец - памятник федерального значения. Ухаживают за ним сотрудники парка активного отдыха с историей «ЛосевоДа», здесь расположен верёвочный парк повышенной сложности.

Скачать аудиогид по маршруту

  • Период: Весь год, но рекомендуется посещать в период с апреля по сентябрь
  • Организатор: vk.com/loskurort
  • Тематика маршрута: культурно-познавательный
  • Способ передвижения: пеший